История Церкви

СТРАНИЦА В РАЗРАБОТКЕ

История Церкви

Евангельское пробуждение Российской Империи и Области Войска Донского

Внешние предпосылки евангельского пробуждения.

24 июля 1785 г. русское правительство опубликовало за границей манифест “О дозволении иностранцам селиться в городах и селениях Кавказской губернии”, согласно которому колонистам разрешалось приобретать земельные участки на юге России. Благодаря этому иностранцы стали заселять Юг России и Причерноморье. Среди переселенцев было много меннонитов, а также лютеран.




Война 1812 г. сыграла большую роль в жизни христиан Европы. Восхождение Наполеона, его низвержение и кровопролитные войны серьезно повлияли на взгляды христиан. Некоторые толкователи провозгласили Наполеона зверем из Апокалипсиса и, исходя из этого, стали появляться различные даты наступления Тысячелетнего Царства. Пророки и пророчицы указывали на восток, где должна скрыться от дракона жена с младенцем. Отсюда возникло мнение, что спасение возможно только в России. Это также сыграло определенную роль в переселении христиан-протестантов в Россию, преимущественно, на Кавказ.

В 1813 г. — в Петербург прибывает пастор Дж. Петерсон с предложением создать Библейское общество в России и встречает довольно сочувственный прием в высших слоях светского общества.

1822 г. — издание перевода Нового Завета на великорусский язык.
С этого момента в стране начинается проповедь Евангелия при помощи книгонош.
Известны имена активных книгонош. Это Якуб Каша (известный под именем Якуб-священник), который на повозке с мелкими товарами приезжал в разные селения и, продавая товары, предлагал приобрести также и Священное Писание.
Переселившиеся колонисты успешно благовествовали. По большей части это были номинальные христиане. Среди немецких меннонитов и лютеран активно проповедовали лютеранский пастор Э. Вюст и реформатский священник И. Бонекемпер.
Параллельно проповеди среди немецких колонистов приносит свои плоды и служение книгонош среди русскоязычного населения. Чтение Писания и размышление над ним приводят молокан к понимаю необходимости крещения. (Середина 19 в.).

1862 г. — издание Синодального перевода Библии на русском языке. Вторая отправная точка в пробуждении народа.
Отто Богданович Форхгаммер являлся книгоношей с 1863 по 1873 гг. Уже будучи шестидесяти лет от роду он распространил 58 тыс. экз. Нового Завета в Москве, на Кавказе, в Поволжье, в Новочеркасске и многих других местах.

27 марта 1879 г. — издан законодательный акт о признании баптистов и гарантировании им права беспрепятственно совершать религиозные обряды.

Книгоноши. 1860 г.

 

Немецкие колонии на Дону

Последняя треть 19 в. ознаменовалась второй волной колонизации. Немцы и латыши селились на территории Области войска Донского незаметно. Колонистов здесь привлекали земельные угодья, и, объединившись по 10-15 семей, они выкупали участки земли, переселялись на территорию Области войска Донского и обосновывались там. Своим селениям колонисты давали иноязычные названия. Так, в области войска Донского подобных поселений насчитывалось более сотни.

Первый документ о деятельности лютеранской общины в г. Ростове-на-Дону датирован 1856 г. Ростовский пастор координировал также деятельность евангелических общин Ростовского округа, а именно: немецких колоний Блюменталь, Мариенталь, Ольгенфельд, Руэнталь, Энгейнгейм при хуторе Попов, а также латышских колоний Звайзгнит и Тауруп. Из восьми поселений в семи имелись молитвенные дома, которые служили также и школами. Обычно обязанности пастора в колониях исполняли школьные учителя.

Всего же в Ростовском округе проживало 3 469 лютеран (0,9% от населения округа). После Таганрогского и Усть-Медведицкого Ростовский округ занимал третье место по количеству верующих евангелическо-лютеранского исповедания. В 1897 году на 100 жителей Донской области приходился один лютеранин. Большинство исповедовавших евангелическо-лютеранскую веру составляли немцы.

Обезглавленная” лютеранская кирха п. Южный, Азовский район, (немецкая колония Ольгенфельд или Оффенталь).

Молокане на Дону

Принято считать, что молоканство, как широкое религиозное движение, появилось в середине 18 века в Тамбовской губернии. Однако при допросах молокане заявляли, что вера принята ими от предков, что говорит о том, что молоканство имеет гораздо более раннее возникновение.

Миссионером молокан можно назвать Семена Матвеевича Уклеина, из с. Уварова Борисоглебского уезда Тамбовской губернии. Он подвергся аресту, публично отрекся от своих убеждений, после чего был отпущен. Чтобы избежать надзора полиции, перебрался в соседнюю Воронежскую, а затем и Саратовскую губернию, где его проповедь имела широкий успех. Веря в свое предназначение быть проповедником истины, Уклеин разъезжал по южным областям России: Екатеринославской, Астраханской губерниям, Дону и Кавказу. Здесь его проповеди также имели огромный успех, увенчанный образованием молоканских общин.

С приходом к власти Николая I указом от 20 октября 1830 г. положение молокан резко ухудшилось. Им разрешалось селиться только в Закавказье, поэтому на Юг России потянулись повозки с детьми и немощными стариками, пешком шли мужчины в лаптях. Нет точной статистики по численности молокан, но в начале 20 в. молокан в России насчитывалось не менее 1 млн. человек.

С течением времени молокане, проживавшие в Области войска Донского, привнесли новое учение, отчего стали называться молоканами «донского толка». Еще их называли евангелическими христианами. Руководящие роли в общинах занимали казацкие старшины, имевшие армейские чины. Донские молокане признавали власть царя и службу в армии, присягу принимали перед Евангелием. Молокане «Донского толка» признавали водное крещение, а во время служений пресвитер совершал хлебопреломление.
В результате земельной реформы, проводимой советской властью в 1923 г., около 4.5 тысяч молокан и духоборов было переселено в сальские степи Ростовской области.

Молоканское кладбище в х. Новосальском, Дубовского района Ростовской области.

Баптизм на Дону

1892 г. — в г. Ростове-на-Дону проповедует Елизар Кузмичь Калачев, которого можно назвать первым вестником спасения в Ростовской области. Родился он в 1863 году в Тверской губернии. В 1891 году он принял крещение по вере. На следующий год, желая исполнить повеление Христа: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари», Калачев вместе с семьей переехал в Ростов и начал искренне проповедовать о Христе и проводить евангелизационные собрания. Таким образом, Евангельская весть достигла Ростова в 1892 году. Этот год считается датой рождения Ростовской церкви. К 1896 году группа верующих уже состояла из двадцати пяти человек.

В соответствии с “Военно-статистическим описанием области Войска Донского”, составленным подполковником генерального штаба В.В. Лобачевским и изданным в 1908 г. (данный документ имел гриф «Не подлежит разглашению»), мы располагаем следующей информацией:

“В области проживает 1690 молокан, штундистов 846 человек и баптистов 655 человек. Проживают преимущественно в Таганрогском округе. Протестантов 30.5 тыс. чел (11% от общей численности населения), преимущественно немцы, сосредоточенные в Ростовском округе…. В общем, религиозный состав населения области благоприятен в политическом отношении, кроме южной части Таганрогского округа и некоторых прилегающих к Ростову частей Ростовского округа.»

1902 г. — в г. Ростов-на-Дону переезжает Дей Иванович Мазаев, который становится председателем Союза баптистов.

Дей Иванович Мазаев (1855—20 мая 1922) — российский религиозный деятель. Брат Г. И. Мазаева. Один из основателей Союза баптистов (1884; в 1888-1920 гг. неоднократно избирался его председателем), создатель и редактор журнала «Баптист» (1907-1909).

Биография. Родился в семье зажиточных молокан в с. Нововасильевке Таврической губернии. В 1867 году семья Мазаевых переселилась на Кубань и занялась овцеводством. В 1884 году принял крещение от баптистов, за что был сразу же изгнан из дома отцом с угрозой лишить его наследства. В 1886 г. на 3-ем съезде Союза баптистов Д. И. Мазаев как одарённый проповедник и организатор (он уже был пресвитером поместной церкви) был избран заместителем председателя, а на 4-м съезде, в 1888 г. — председателем Союза баптистов России и был постоянно переизбираемым до 1909 года — свыше 20-и лет. В 1905 году участвовал в первом съезде Всемирного союза баптистов. В 1917 году, защищая свое имущество от грабителей, убил одного из нападавших, что привело его к глубокому духовному кризису.

В 1918—1920 годы гражданская война в России, разгоревшаяся с особой яростью на Дону и Кубани, безжалостно разбросала большую семью Д. И Мазаева, а сам он стал беженцем.

Выводы

Перевод Слова Божьего на русский язык, распространение его среди населения привело к тому, что многие читающие Библию желали возврата к евангельской простоте, следования за Господом так, как это делала Первоапостольская церковь.
Распространение Слова Божьего среди молокан и лютеран также дало свои благодатные всходы — погрязшие в традиционализме и номинальном следовании за Богом люди с радостью откликнулись на призыв к обновлению своей веры, покаянию и крещению.